Департамент образования Орловской области
Управление образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Верховского района Орловской области
МБОУ "Васильевская основная общеобразовательная школа"
OBR57.ru

Социальный педагог рекомендует

Внимание! Кто предупрежден, тот вооружен!

Физическое насилие

Физические симптомы:

- царапины и рубцы (царапины на лице, на спине; царапины необычной формы, свидетельствующие о применении инструментов; укусы; след от веревки);

- ожоги (ожоги от погружения в горячую жидкость, сигаретные ожоги, сухой ожог, как если бы ребенка заставили сесть на горячую поверхность или что-то горячее приложили к коже);

- ссадины (ссадины на губе, глазах или другой части лица; ссадины на внешних половых органах; ссадины нанесенные каким-либо инструментом или рукой);

- травмы скелета (переломы ребер, челюсти; черепные травмы; перелом или травма позвоночника; повторная травма одного и того же места; травмы, причиненные вследствие сильного выкручивания или вытягивания; смещение суставов);

- травмы головы (отсутствие волос и синяки, кровоподтеки на коже головы; гематомы на черепе, полученные в результате сильного удара; кровоизлияния на сетчатке глаза или отслоение сетчатки; переломы челюсти и носа; расшатанные или выбитые зубы);

- ушибы тела, ягодиц или головы (синяки на ягодицах или ниже спины; синяки в области гениталий).

Поведенческие и психологические маркеры:

- исключительная замкнутость или агрессивность ребенка;

- малоподвижность, пассивность, слабая эмоциональная реакция;

- негативная ориентация на группу детей (настороженность и агрессия на любые изменения в группе);

- стеснительность, избегание контактов со сверстниками;

- поведение «маленького старичка»;

- предпочтение игр только с маленькими детьми, а не с ровесниками;

- саморазрушающее поведение (членовредительство)

- ношение одежды, неподходящее для погодных условий, но скрывающей тело;

- тревожность в отношении с другими людьми;

- страх взрослых, страх физического контакта;

- боязнь идти домой;

- повышенная тревога, когда плачут другие дети;

- тики, сосание пальцев, раскачивание и пр.

Сексуальное насилие

Физические симптомы

- наличие ушибов, покраснения, разрывов или потертостей и ссадин в генитальной или анальной областях;

- наличие гематом и укусов на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;

- наличие ЗППП

- необъяснимое вагинальное или ректальное кровотечение;

- уретральное воспаление, воспаление паховых лимфатических желез или подобные типы воспаления или заразные болезни в пределах генитальной области;

- наличие боли при уринации, опухоли и выделений, относящихся к половому члену, у мальчиков;

- беременность.

Особенности психического состояния и поведения детей разных возрастов, подвергшихся насилию

Дети дошкольного возраста: ночные кошмары; большое количество страхов; регрессивное поведение (появление действие или поступков, характерных для более младшего возраста); несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками; открытая мастурбация; несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении; нервно – психические расстройства, возникшие без видимой причины.

Дети младшего школьного возраста: низкая успеваемость; замкнутость; стремление к уединению; изменение роевого поведения (ребенок берет на себя функции родителя); ухудшение взаимоотношений со сверстниками; несвойственное возрасту, сексуально окрашенное поведение; стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости.

Подростки: депрессия; побеги из дома или институциональных учреждений; низкая самооценка; угроза и попытки самоубийства; употребление наркотиков и алкоголя; проституция или беспорядочные половые связи; жалобы на боли в животе.

Психологическое насилие

Личностные и поведенческие особенности ребенка, подвергшегося психологическому насилию:

- задержка речевого развития и восприятия;

- задержка в эмоционально – волевом развитии: инфантильность, нерешительность, безынициативность, боязливость и т.д.;

- нарушение сна (сокращение, увеличение, прерывистость, однотипные кошмарные сновидения и др.);

- соматические и психосоматические расстройства (язва желудка, аллергии, избыточный вес, энурез, нервные тики и т.п.);

- агрессия в отношении со сверстниками и сиблингами;

- агрессия в отношении взрослых (учителей, воспитателей и т.д.);

- неуважение и недоверие к взрослым;

- демонстрация псевдозрелости и псевдонезависимости как защиты;

- утрата доверия к миру, неверие в искренность оказываемой ему поддержки;

- неумение внутренне почувствовать успех, считает себя незаслуживающим его;

- низкая самооценка: ребенок чувствует себя нелюбимым, ненужным и др.;

- внешний локус контроля;

- подавленность;

- тревожность;

- уступчивость, угодливость;

- коммуникативная некомпетентность;

- склонность к уединению;

- аффективно – тревожное восприятие одиночества;

- личностные психопатии различной этиологии (наркотические зависимости, булимия, анорексия, нарциссические, мазохистские и прочие личностные расстройства);

- суицидальные попытки.

Пренебрежение основными нуждами детей

Недостаток заботы:

- очень маленькие дети, оставленные без присмотра;

- дети оставлены под присмотром других детей, которые слишком малы, чтобы заботиться о младших;

- дети, о которых мало заботятся в течение длительного времени, не обращают внимание на то, что они занимаются опасной деятельностью.

Отсутствие подходящей одежды и хорошей гигиены:

- дети одеты не по погоде, постоянно болеют простудными заболеваниями;

- дети с обморожениями или солнечными ожогами, что связано с отсутствием подходящей одежды, ухода и внимания;

- сильная сыпь или другие кожные заболевания, появившиеся в результате плохой гигиены;

- дети постоянно грязные, гигиенически запущенные.

Нехватка медицинской помощи

Недостаток соответствующего образования: дети, которые постоянно пропускают занятия в школе или вообще не посещают школу.

Недостаток необходимого питания:

- дети, которых мало кормят или кормят некачественной пищей;

- дети, которые постоянно жалуются на голод, ищут еду в мусорных баках, выпрашивают и т.д.;

- дети с сильным отставанием в физическом развитии.

Нехватка необходимого крова:

- структурно небезопасное жилье, открытая электрическая проводка и т.д.

- слишком сильное или слишком плохое отопление;

- антисанитарные жилищные условия

Защита прав и достоинств ребенка в законодательных актах

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:

·         обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6)

·         защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16)

·         обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)

·         признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)

·         защиту ребенка от сексуального посягательства (ст.34)

·         защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст.37)

·         меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39)

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

·         за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136)

·         за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157)

Семейный кодекс РФ гарантирует:

·         право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст.54)

·         право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст.56)

·         лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69)

·         немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77)

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка.

Влияние жестокого отношения к ребенку на его физическое и психическое здоровье.

 Жестокое отношение к ребенку может повлечь за собой:

  • Смерть.
  • Вред здоровью.
  • Инвалидизация.
  • Отставание в физическом развитии.
  • Инфекционные заболевания, в том числе передаваемые половым путем.
  • Психосоматические болезни.
  • Беременность в подростковом возрасте.

Влияние на психическое здоровье

  • Задержка психического развития.
  • Расстройства адаптации.
  • Эмоциональные нарушения: депрессия, тревога, страх.
  • Снижение самооценки, восприятие себя как испорченного, беспомощного.
  • Плохая успеваемость в школе.
  • Нарушения поведения: агрессивность, уходы из дома, сексуализированное поведение, промискуитет.
  • Трудности в общении со сверстниками и взрослыми.

Социальные последствия

  • Неспособность стать эффективным членом общества.
  • Девиантное поведение: алкоголизм, наркомания, проституция, противоправные действия.
  • Неспособность стать хорошим родителем и семьянином. Жестокое обращение с собственными детьми.

 

Продолжая использовать сайт obr57.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Уведомлении об использовании cookie файлов.