Социальный педагог рекомендует
Внимание! Кто предупрежден, тот вооружен!
Физические симптомы:
- царапины и рубцы (царапины на лице, на спине; царапины необычной формы, свидетельствующие о применении инструментов; укусы; след от веревки);
- ожоги (ожоги от погружения в горячую жидкость, сигаретные ожоги, сухой ожог, как если бы ребенка заставили сесть на горячую поверхность или что-то горячее приложили к коже);
- ссадины (ссадины на губе, глазах или другой части лица; ссадины на внешних половых органах; ссадины нанесенные каким-либо инструментом или рукой);
- травмы скелета (переломы ребер, челюсти; черепные травмы; перелом или травма позвоночника; повторная травма одного и того же места; травмы, причиненные вследствие сильного выкручивания или вытягивания; смещение суставов);
- травмы головы (отсутствие волос и синяки, кровоподтеки на коже головы; гематомы на черепе, полученные в результате сильного удара; кровоизлияния на сетчатке глаза или отслоение сетчатки; переломы челюсти и носа; расшатанные или выбитые зубы);
- ушибы тела, ягодиц или головы (синяки на ягодицах или ниже спины; синяки в области гениталий).
Поведенческие и психологические маркеры:
- исключительная замкнутость или агрессивность ребенка;
- малоподвижность, пассивность, слабая эмоциональная реакция;
- негативная ориентация на группу детей (настороженность и агрессия на любые изменения в группе);
- стеснительность, избегание контактов со сверстниками;
- поведение «маленького старичка»;
- предпочтение игр только с маленькими детьми, а не с ровесниками;
- саморазрушающее поведение (членовредительство)
- ношение одежды, неподходящее для погодных условий, но скрывающей тело;
- тревожность в отношении с другими людьми;
- страх взрослых, страх физического контакта;
- боязнь идти домой;
- повышенная тревога, когда плачут другие дети;
- тики, сосание пальцев, раскачивание и пр.
Сексуальное насилие
Физические симптомы
- наличие ушибов, покраснения, разрывов или потертостей и ссадин в генитальной или анальной областях;
- наличие гематом и укусов на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;
- наличие ЗППП
- необъяснимое вагинальное или ректальное кровотечение;
- уретральное воспаление, воспаление паховых лимфатических желез или подобные типы воспаления или заразные болезни в пределах генитальной области;
- наличие боли при уринации, опухоли и выделений, относящихся к половому члену, у мальчиков;
- беременность.
Особенности психического состояния и поведения детей разных возрастов, подвергшихся насилию
Дети дошкольного возраста: ночные кошмары; большое количество страхов; регрессивное поведение (появление действие или поступков, характерных для более младшего возраста); несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками; открытая мастурбация; несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении; нервно – психические расстройства, возникшие без видимой причины.
Дети младшего школьного возраста: низкая успеваемость; замкнутость; стремление к уединению; изменение роевого поведения (ребенок берет на себя функции родителя); ухудшение взаимоотношений со сверстниками; несвойственное возрасту, сексуально окрашенное поведение; стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости.
Подростки: депрессия; побеги из дома или институциональных учреждений; низкая самооценка; угроза и попытки самоубийства; употребление наркотиков и алкоголя; проституция или беспорядочные половые связи; жалобы на боли в животе.
Психологическое насилие
Личностные и поведенческие особенности ребенка, подвергшегося психологическому насилию:
- задержка речевого развития и восприятия;
- задержка в эмоционально – волевом развитии: инфантильность, нерешительность, безынициативность, боязливость и т.д.;
- нарушение сна (сокращение, увеличение, прерывистость, однотипные кошмарные сновидения и др.);
- соматические и психосоматические расстройства (язва желудка, аллергии, избыточный вес, энурез, нервные тики и т.п.);
- агрессия в отношении со сверстниками и сиблингами;
- агрессия в отношении взрослых (учителей, воспитателей и т.д.);
- неуважение и недоверие к взрослым;
- демонстрация псевдозрелости и псевдонезависимости как защиты;
- утрата доверия к миру, неверие в искренность оказываемой ему поддержки;
- неумение внутренне почувствовать успех, считает себя незаслуживающим его;
- низкая самооценка: ребенок чувствует себя нелюбимым, ненужным и др.;
- внешний локус контроля;
- подавленность;
- тревожность;
- уступчивость, угодливость;
- коммуникативная некомпетентность;
- склонность к уединению;
- аффективно – тревожное восприятие одиночества;
- личностные психопатии различной этиологии (наркотические зависимости, булимия, анорексия, нарциссические, мазохистские и прочие личностные расстройства);
- суицидальные попытки.
Пренебрежение основными нуждами детей
Недостаток заботы:
- очень маленькие дети, оставленные без присмотра;
- дети оставлены под присмотром других детей, которые слишком малы, чтобы заботиться о младших;
- дети, о которых мало заботятся в течение длительного времени, не обращают внимание на то, что они занимаются опасной деятельностью.
Отсутствие подходящей одежды и хорошей гигиены:
- дети одеты не по погоде, постоянно болеют простудными заболеваниями;
- дети с обморожениями или солнечными ожогами, что связано с отсутствием подходящей одежды, ухода и внимания;
- сильная сыпь или другие кожные заболевания, появившиеся в результате плохой гигиены;
- дети постоянно грязные, гигиенически запущенные.
Нехватка медицинской помощи
Недостаток соответствующего образования: дети, которые постоянно пропускают занятия в школе или вообще не посещают школу.
Недостаток необходимого питания:
- дети, которых мало кормят или кормят некачественной пищей;
- дети, которые постоянно жалуются на голод, ищут еду в мусорных баках, выпрашивают и т.д.;
- дети с сильным отставанием в физическом развитии.
Нехватка необходимого крова:
- структурно небезопасное жилье, открытая электрическая проводка и т.д.
- слишком сильное или слишком плохое отопление;
- антисанитарные жилищные условия
Защита прав и достоинств ребенка в законодательных актах
Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:
· обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6)
· защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16)
· обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)
· признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)
· защиту ребенка от сексуального посягательства (ст.34)
· защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст.37)
· меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39)
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:
· за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136)
· за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157)
Семейный кодекс РФ гарантирует:
· право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст.54)
· право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст.56)
· лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69)
· немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77)
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка.
Влияние жестокого отношения к ребенку на его физическое и психическое здоровье.
Жестокое отношение к ребенку может повлечь за собой:
- Смерть.
- Вред здоровью.
- Инвалидизация.
- Отставание в физическом развитии.
- Инфекционные заболевания, в том числе передаваемые половым путем.
- Психосоматические болезни.
- Беременность в подростковом возрасте.
Влияние на психическое здоровье
- Задержка психического развития.
- Расстройства адаптации.
- Эмоциональные нарушения: депрессия, тревога, страх.
- Снижение самооценки, восприятие себя как испорченного, беспомощного.
- Плохая успеваемость в школе.
- Нарушения поведения: агрессивность, уходы из дома, сексуализированное поведение, промискуитет.
- Трудности в общении со сверстниками и взрослыми.
Социальные последствия
- Неспособность стать эффективным членом общества.
- Девиантное поведение: алкоголизм, наркомания, проституция, противоправные действия.
- Неспособность стать хорошим родителем и семьянином. Жестокое обращение с собственными детьми.